Отражение нравственных ценностей в произведениях В.А.Осеевой

вкл. .

Формирование нравственных ценностей  это многогранный процесс, который требует целенаправленного воздействия, нравственного соотношения объективного и субъективного факторов в воспитании, постоянного учета тех изменений, которые происходят в жизни.

Процесс формирования нравственных ценностей осуществляется в различных формах при помощи разнообразных методов, приемов и воспитательных средств.

Большое значение при формировании нравственных ценностей имеет чтение художественной литературы. Чтение художественных произведений в начальных классах является важнейшим источником нравственного воспитания младших школьников. Художественное произведение, как образное отражение действительности, воздействует на мысли, чувства, воображение детей, оказывает действенное внимание на их поведение.

К.Д. Ушинский писал: «...то литературное произведение нравственно, которое заставляет дитя полюбить нравственный поступок, нравственное чувство, нравственную мысль, выраженные в этом произведении».

Читая литературные произведения, школьники учатся разбираться в поведении, мотивах и поступках людей, чувствовать красоту добра, осуждать безобразное, злое. Очень важно обратить внимание детей на проявление не только добра, но и зла, воспитывать у них желание выступать против несправедливости, жестокости, нечестности. Поведение героя литературного произведения для младших школьников нередко служит эталоном, по которому он оценивает поступки товарищей и свои собственные.

Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Она открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Темы, проблемы, узнанные в процессе чтения и обдумывания, глубже проникают в детскую душу, а любимые герои надолго остаются с ребенком. Он переживает за них и вместе с ними, он их любит или отторгает, но в любом случае не остается безучастным. Литература для детей призвана изначально «говорить» с ребенком о том, что такое идеал и каковы пути его достижения, что такое вечная истина и как ей следовать, что такое ценности истины и что - ложные. Ее задача - научить ребенка думать над происходящим вокруг, анализировать и делать выводы. Она должна развивать его ум и душу.

Можно выделить три основные задачи художественной литературы при ее применении в формировании нравственных ценностей: вызвать положительные нравственные чувства (сопереживание, сочувствие, радость, гордость) или негодование по поводу отрицательных действий и поступков героев рассказа; раскрыть содержание нравственных понятий и норм поведения; представить образ нравственного поведения и вызвать стремление подражать положительному примеру.

Итак, восприятие художественного литературного произведения - сложный психический и психологический процесс, особый вид деятельности, в котором задействованы разные сферы психики: внимание, ощущения, память, эмоции, воображение, мышление.

Примером литературных произведений, тех в которых отражены нравственные ценности, могут быть рассказы с нравственным содержанием.

Для формирования нравственных ценностей в младшем школьном возрасте очень хорошо подходят рассказы для детей В.А.Осеевой.

«Валентина Александровна Осеева - одни из самых ярких и значительных писателей в той группе новых авторов, которые прочно вошли в нашу детскую литературу за последнее пятилетие». Так оценил в июне 1943 года творчество автора известный советский писатель Л.А. Кассиль, рекомендуя Валентину Осееву в члены Союза писателей. Вместе с ним рекомендации в писательскую организацию ей дали С.Я Маршак, С.В. Михалков, В.Б. Шкловский.

Первым, принесшим ей известность, был рассказ «Бабка», опубликованный в журнале «Дружные ребята» за 1939 год. Казалось бы, ничем не примечательная житейская история о душевной черствости мальчика по отношению к собственной бабушке приобретает под пером В. А. Осеевой не только философский смысл, но будоражит, будит сердце читающего подростка.

В довоенных рассказах -- «Бабка», «Рыжий кот», «Выходной день Вольки» -- внимание автора сосредоточено на художественном исследовании нравственной нормы и отступлений от нее. Главным героем здесь выступает ребенок, совершивший этическую ошибку. Уроки прозрения даются ценой мучительного переживания, и эта цена одна для детей и взрослых. Лечение заболевающей совести любовью, бесхитростной и неугасимой, -- таков рецепт писательницы-педагога.

В ранних рассказах Осеевой герой-ребенок мал, невелика и сфера его окружения: семья, друзья во дворе, в детском саду, реже в школе. Главный принцип в системе образов -- сравнение положительных героев и тех, кто не может служить примером для юного читателя.

Хрестоматийным стал рассказ «Волшебное слово». Чтобы убедить маленького читателя в пользе слова «пожалуйста», писательница ввела в рассказ элементы сказки: совет мальчику дает загадочный старичок, немного похожий на волшебника; одно и то же действие повторяется троекратно (сестра, бабушка и старший брат в ответ на «пожалуйста» тотчас откликаются на просьбы мальчика). Рассказ выстроен композиционно так, что маленькому читателю непременно хочется продлить его, самому испытав силу «волшебного слова».

Творчество советской писательницы Валентины Александровны Осеевой проникнуто огромным желанием научить детей различать добро и зло в своем сердце, давать верную оценку своим поступкам. Каждый из её коротких рассказов глубоко проникает в душу читателя, заставляет задуматься. Повествования В. А. Осеевой дают ребятам образцы человеческих отношений, учат честности, уважению и любви к людям, чуткости к тем, кто нас окружает. В увлекательной форме, на близких детям примерах Осеева помогает понять своим юным читателям, что такое настоящая дружба, как можно простым словом ранить или наоборот, исцелить человека. В своих рассказах-притчах писательница подсказывает ребятам, как строить отношения со сверстниками, как решать возникающие «детские» проблемы, которые зачастую кажутся неважными для взрослых.

Знакомясь с произведением В.А. Осеевой «Плохо» дети приходят к выводу, что «Плохо» быть равнодушными. Равнодушие порождает бездушие, чёрствость.

Валентина Александровна Осеева даёт детям мудрый совет: «мало уметь читать, надо уметь думать. Думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и своих собственных». Произведения В. Осеевой помогают увидеть, что такие болезни души, как эгоизм, жадность, злоба и предательство, отравляют жизнь больше, чем внешние неприятности. Написанные легким, интересным стилем, они принесут ребенку немало пользы и обогатят его внутренний мир добрыми, светлыми впечатлениями.

В своих рассказах В.А. Осеева преподает человековедение. Её герои задумываются над своими и чужими поступками, учатся анализировать их и делать правильные нравственные выводы. Что хорошо, а что плохо, что можно, а что нельзя - об этом рассказы Осеевой, которая умела говорить с детьми прямо, но не скучно. Она озадачивала их, заставляя самих принимать правильное решение, а всем ходом событий подталкивала их к верному выбору.

Сюжеты рассказов взяты из повседневной жизни мальчиков и девочек, постоянно осмысляющих нравственную сторону своих и чужих поступков. Герои и читатели учатся понимать законы нормальной жизни среди людей. Так, известный цикл «Волшебное слово» дает свод моральных правил, прямо сформулированных или вытекающих из общего хода повествования. Названия рассказов тоже порой служат ориентирами в представлениях о добре и зле, ставят конкретный этический вопрос: «Хорошее», «Плохо», «Кто хозяин?», «Долг». Достойные качества и недостатки героев -- это не условные детские добродетели и грехи (неряшливость, непослушание и т.п.), а вполне серьезные, «взрослые» качества: доброта, честность, чуткость -- или эгоизм, подлость, равнодушие, грубость.

В современном мире, когда ребёнок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем чётких внешних и внутренних границ, когда усиливается конфликт между характером усвоения ребёнком ценностей в школе, и вне школы, когда размыты границы между культурой и антикультурой, понятие нравственности и морали, отраженное в лучших произведениях детской литературы, приобретает особую значимость. Очень важно обратить внимание детей на проявление не только добра, но и зла, воспитывать у них желание выступать против несправедливости, жестокости, нечестности. Поведение 

героя литературного произведения для младших школьников нередко служит эталоном, по которому он оценивает поступки товарищей и свои собственные.

Современным школьникам, прежде всего, необходимо усвоить понятия о доброте, отзывчивости, справедливости. Важно научить ребёнка видеть проявление нравственных качеств в жизни, различать добро и зло, чуткость и равнодушие, справедливость и несправедливость, действительную и ложную помощь товарища, формировать в детях чувство ответственности, воспитывать качества патриота, любовь к Родине, семье и ближним.

В первых классах прошли очередные «литературные уроки» по прочитанным произведениям. В этот раз библиотекарь Светлана Дмитриевна Елисеева познакомила ребят с творчеством Валентины Александровны. Первоклассники не просто отвечали на вопросы, но и высказывали свои мысли, чувства, которые возникали у них при чтении рассказов, давали оценку хорошим и плохим поступкам героев, учились находить правильное решение и делали выводы. Занятия прошли в игровой форме с элементами дискуссии. Ребята искали «главное» в рассказах, защищали одних героев и осуждали действия других, пытались поставить себя на их место.

Несомненно, такие занятия будут способствовать формированию у младших школьников таких нравственных ценностей, как доброта, честность, отзывчивость, уважительное и внимательное отношение к другим людям, в том числе и к старшим, справедливость.

Таким образом, можно сделать вывод, что изучение произведений В.А. Осеевой в начальной школе будет способствовать эффективному формированию нравственных ценностей, т.к. читая произведения В.А. Осеевой, школьники учатся разбираться в поведении, мотивах и поступках людей, чувствовать красоту добра, осуждать безобразное, злое.

456770, г. Снежинск Челябинская область, ул. Свердлова, дом 8

телефон 8 (351 46) 9 28 28 электронный адрес: sc125 @ snzadm.ru

11 22 44  5533 66 77 88 9atlas   logo ya roditel fond dety logo1ege2017