Школьные математические регаты

вкл. .

Для активизации математических знаний учащихся и повышения интереса к предмету учитель должен постоянно находить и использовать новые формы педагогической деятельности. Одной из эффективных форм как урочной, так и внеурочной деятельности, является математическая регата.

Впервые, насколько нам известно, межшкольные соревнования с таким названием проводились на ежегодных конференциях старшеклассников в Московском энергофизическом лицее, затем – в лицее №1511 МИФИ, заменив устную форму предъявления решений задач на письменную. В настоящее время подобные межшкольные соревнования стали традиционными для учащихся 7–11-х классов и вошли в систему турниров Архимеда. Учитывая большой интерес учителей к этой форме работы с учащимися, Московский центр непрерывного математического образования готовит к изданию материалы прошедших математических регат.

Приведем один из вариантов типовых правил математической регаты.

1. В математической регате участвуют команды учащихся одной параллели. В команде – 4 человека.
2. Соревнование проводится в 4 – 5 туров. Каждый тур представляет собой коллективное письменное решение трех задач. Любая задача оформляется и сдается в жюри на отдельном одинарном листе.
3. Регатой руководит Координатор. Он организует раздачу заданий и сбор листов с решениями; проводит разбор задач и объявляет итоги проверки.
4. Время, отведенное командам для решения, и «ценность» задач каждого тура в баллах указаны на листах с условиями задач.
5. Жюри осуществляет проверку решений после окончания каждого тура. Жюри состоит из трех комиссий, специализирующихся на проверке задач 1, 2 и 3 каждого тура соответственно.
6. Параллельно с проверкой Координатор проводит разбор задач для учащихся, а затем объявляет итоги проверки. После объявления итогов тура команды, не согласные с тем, как оценены их решения, имеют право подать заявки на апелляции. В случае получения такой заявки, комиссия повторно проверяет и, после этого, может изменить свою оценку. Если оценка не изменена, то апелляции эта же комиссия принимает после окончания всех туров регаты, но до окончательного подведения итогов. В результате апелляции оценка решения может быть как повышена, так и понижена, или оставлена без изменения. В спорных случаях окончательное решение об итогах проверки принимает председатель жюри.
7. Команды – победители и призеры регаты определяются по сумме баллов, набранных каждой командой во всех турах. Награждение победителей и призеров происходит сразу после подведения итогов регаты.
Координатором (ведущим) регаты является учитель, преподающий математику в данных классах. Для того, чтобы проверка решений осуществлялась качественно, но быстро, каждая комиссия жюри должна состоять из 3 – 4 человек. В состав комиссий входят другие учителя математики, студенты – выпускники школы и ученики старших классов. Часть из них одновременно является и ассистентами Координатора. Обязанности председателя исполняет один из авторитетных членов жюри.

Проведение регаты требует большой предварительной подготовки. Наиболее существенные ее аспекты: разбиение учащихся на команды, составление комплекта заданий, копирование текстов заданий в соответствии с количеством участвующих команд и подготовка решений (в письменном виде) для жюри.

Регата может быть проведена как на уроках (для учащихся одного класса), так и во внеурочное время (для учащихся одной параллели или двух параллелей). На уроках эта соревновательная форма может быть использована для проверки и углубления знаний учащихся по конкретной теме, обобщения и систематизации знаний по одному из разделов программы. Регаты, проводимые вне уроков, имеют ярко выраженную развивающую направленность, и, помимо перечисленного, позволяют познакомить учеников с задачами традиционной «олимпиадной» тематики и основными методами их решения. От типа проводимой регаты существенно зависит содержание предлагаемых участникам заданий.

При составлении комплекта заданий для каждой регаты учитывается, что:

для таких соревнований пригодны только такие задачи, решение которых может быть изложено кратко;
задания каждого тура должны иметь различную тематику, но примерно одинаковый уровень сложности;
задания разных туров, имеющие одинаковый порядковый номер, как правило, относятся к одной теме;
задания первого тура должны быть сравнительно простыми, чтобы они были решены большинством команд.
сложность заданий и время, выделяемое на их выполнение, возрастают от тура к туру;
распределение баллов по турам, как показала практика проведения регат, должно быть таким, чтобы «стоимость» задач последнего тура относилась к «стоимости» задач первого, как 3 : 2.

В заключение еще раз подчеркнем основные достоинства предложенной формы работы. Регата дает возможность каждому участвующему в ней школьнику

выбирать и выполнять те задания, которые ему по силам;
приобретать навыки коллективной учебной деятельности;
сразу по окончании работы сравнить свое решение с «эталонным» и получить оценку результатов своей деятельности;
учиться отстаивать свою точку зрения (апелляции), приобретая навыки ведения дискуссии;

456770, г. Снежинск Челябинская область, ул. Свердлова, дом 8

телефон 8 (351 46) 9 28 28 электронный адрес: sc125 @ snzadm.ru

minprosvet 22 44  5533 66 77 88 9atlas   logo ya roditel fond dety logo19571 ege2018 ГИА9 Портал